Вид

A
A
A
Масштаб
Размер шрифта
Специальные возможности
| Вход в личный кабинет | Рус | O'zb | Ўзб | Eng

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Актуальные темы | К списку

Заявление Миссии наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества по итогам наблюдения за ходом подготовки и проведением выборов Президента Республики Узбекистан 4 декабря 2016 года

По приглашению Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан Миссия наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества (далее - Миссия) в период с 29 ноября по 4 декабря 2016 года осуществляла наблюдение за ходом подготовки и проведением выборов Президента Республики Узбекистан.

Приглашение международных наблюдателей расценивается Миссией как стремление руководства Республики Узбекистан обеспечить максимальную открытость, прозрачность и демократичность президентских выборов.

1. Состав миссии

В состав Миссии вошли представители законодательных, исполнительных и избирательных органов государств-членов ШОС, должностные лица Секретариата ШОС.

От Республики Казахстан - член Центральной избирательной комиссии М.А.Сарсембаев; от Китайской Народной Республики - советник Департамента Европы и Центральной Азии Министерства иностранных дел Лю Баоизюнь; от Кыргызской Республики - заместитель Председателя Комитета правопорядка, борьбы с преступностью и противодействию коррупции Жогорку Кенеша И.И.Матраимов, Председатель Комитета аграрного развития, водных ресурсов и экологии Жогорку Кенеша А.К.Назаров, заместитель Председателя Комитета аграрного развития, водных ресурсов и экологии Жогорку Кенеша А.Ж.Акматов, члены Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики А.Ж.Эшимов и Н.Т.Арипов; от Российской Федерации - член Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации Федерального Собрания А.Д.Башкин, заместитель Председателя Комитета по международным делам Государственной Думы Федерального Собрания И.К.Роднина, член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н.В.Левичев, от Республики Таджикистан - член Центральной комиссии по выборам и референдумам Дж.Н.Джамшедов; от Секретариата ШОС - советники Чжан Хунцзянь, М.С.Раханова, старшие эксперты - М.М.Асейинов, С.М.Рустамбаев, эксперты 1-й категории - С.Н.Сметанников, Ш.Ж.Закирова.

Миссию возглавил Генеральный секретарь ШОС Р.Алимов.

2. Правовая база деятельности Миссии

Миссия выполняла свои функции, руководствуясь Положением «О Миссии наблюдателей от ШОС на президентских и/или парламентских выборах, а также референдумах», соблюдая принцип политической нейтральности и невмешательства во внутренние дела государства, в строгом соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Все заключения и выводы Миссии основываются на проведенных членами Миссии личных наблюдениях и фактическом материале, собранном в ходе подготовки к выборам и непосредственно в день выборов.

3. Деятельность Миссии

Миссия осуществляла свою деятельность в соответствии с разработанным планом работы.

Члены Миссии были подробно ознакомлены с проводимой Центральной избирательной комиссией работой по подготовке и проведению выборов, включая их организацию в дипломатических представительствах Узбекистана за рубежом.

Миссии была предоставлена исчерпывающая информация о проводимой участниками выборов агитационной работе в рамках избирательной кампании, а также аккредитованных наблюдателях международных организаций и средствах массовой информации.

Миссии были созданы все необходимые условия для мониторинга подготовки и проведения выборного процесса.

За время своей деятельности Миссия посетила 235 избирательных участков в 13 избирательных округах Республики Узбекистан с учётом территориального деления - «столица», «автономная республика», «область», «город», «село».

Миссией была проведена серия встреч и бесед с руководством Министерства иностранных дел, Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, председателями, секретарями и членами городских, районных и участковых избирательных комиссий, рядовыми избирателями, местными наблюдателями, представителями политических партий, средств массовой информации, руководителями и членами миссий наблюдателей зарубежных государств и международных организаций.

4. Правовая база выборов Президента Республики Узбекистан

Правовую базу выборов Президента Республики Узбекистан образуют: Конституция Республики Узбекистан, Закон «О выборах Президента Республики Узбекистан», Закон «О гарантиях избирательных прав граждан», Закон «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан», Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» от 4 декабря 2015 года, постановления ЦИК Республики Узбекистан.

Миссия провела углубленный анализ правовой базы. В Республике Узбекистан на законодательном уровне созданы все необходимые условия для субъектов избирательного процесса, гарантируются право и возможность свободно голосовать или не голосовать, быть избранным или избирать на справедливой основе посредством всеобщего, равноправного волеизъявления с использованием процедур тайного голосования. Законодательно обеспечиваются права национальных меньшинств, в частности, постановлением ЦИК Узбекистана предписывается выпуск бюллетеней на трех языках: узбекском, русском и каракалпакском.

Миссия считает значимыми шагами в направлении совершенствования и либерализации избирательного законодательства:

во-первых, снижение процентной ставки сбора подписей для основного субъекта выборного процесса - политической партии - с 5% до 1%;

во-вторых, организация голосования для лиц, содержащихся под стражей, но еще не осужденных решением суда;

в-третьих, создание условий для граждан Узбекистана, но тем или иным причинам не имеющим возможности проголосовать в день выборов механизм досрочного голосования;

в-четвертых, возможность гражданам проголосовать по месту фактического (временного) проживания.

Важнейшей гарантией обеспечения демократичности выборов является конституционное закрепление статуса Центральной избирательной комиссии как независимого демократического института, обеспечивающего подготовку и проведение выборов без всякого вмешательства других органов государственной власти.

5. Кандидаты на пост Президента Республики Узбекистан

В соответствии с законодательством Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан приняла соответствующие постановления о регистрации следующих кандидатов в Президенты Республики Узбекистан:

От Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» - Отамуратов Сарвар Садуллаевич.

От Движения предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократической партии Узбекистана - Мирзиёев Шавкат Миромонович.

От Народно-демократической партии Узбекистана - Кетмонов Хатамжон Абдурахмонович.

От Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат» - Умаров Нариман Маджитович.

6. Предвыборная агитация

Миссия отмечает, что мероприятия в рамках избирательной кампании проводились открыто, подробно и разносторонне освещались в средствах массовой информации, в строгом соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Для участников избирательного процесса, вне зависимости от их партийной принадлежности и политических взглядов, были обеспечены равные условия для справедливой конкуренции. Кандидатам в Президенты Республики Узбекистан было выделено равное бесплатное эфирное время и равное печатное пространство.

Средства массовой информации в соответствии с избирательным законодательством обеспечили одинаковое освещение программ кандидатов.

Согласно выборному законодательству финансирование предвыборной агитации производится из государственного бюджета. В целях создания условий для справедливой конкуренции, распределение средств производится в равной сумме для всех кандидатов в Президенты Республики Узбекистан. Использование партиями средств из других источников запрещено. При этом, в случае появления дополнительного источника финансирования ЦИК Узбекистана вправе распределить данные средства между кандидатами также в равных частях.

Кандидатам на высший государственный пост были предоставлены равные возможности для проведения встречи собраний с избирателями, где распространялись агитационные материалы и подробная информация о предвыборных программах, целях и планах кандидатов в Президенты Республики Узбекистан. При этом государственным органам, общественным ассоциациям и предприятиям было предписано на безвозмездной основе предоставлять оборудованные помещения для встреч с избирателями.

Миссия особо отмечает, что центральными и региональными теле- и радиоканалами транслировались встречи кандидатов и доверенных лиц с избирателями, демонстрировались ролики о предвыборных программах кандидатов в Президенты Республики Узбекистан.

Миссия с удовлетворением отмечает, что материалы, посвящённые подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан, распространялись на пяти языках народов, проживающих в стране - узбекском, каракалпакском, казахском, русском, таджикском, а также публиковались средствами массовой информации еще на 15 языках, в том числе на азербайджанском, армянском, английском, арабском, дари, индийском, испанском, китайском, кыргызском, корейском, немецком, персидском, туркменском, французском, японском.

Особого внимания заслуживает организация встреч кандидатов с избирателями с использованием современных технологий. Благодаря онлайн конференциям кандидаты могли одновременно проводить беседы с представителями нескольких населенных пунктов, а жителям отдаленных районов предоставлялась возможность задать кандидатам в Президенты Республики Узбекистан самые животрепещущие вопросы и получить на них ответы.

Широко использовались веб-сайты политических партий, партийные печатные издания, а также региональные и местные средства массовой информации, публиковавшие предвыборные материалы кандидатов.

В Миссию не поступило жалоб и замечаний по работе средств массовой информации по освещению агитационной кампании.

Миссия отмечает, что анализ всех аспектов предвыборной кампании свидетельствует о наличии в стране политического плюрализма, конкуренции, открытости и прозрачности избирательной кампании, широких возможностей для граждан сделать самостоятельный и осознанный выбор.

7. Подготовительная работа

Миссия отмечает, что в ходе реализации Программы основных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан Центральной избирательной комиссией и избирательными комиссиями всех уровней проведена масштабная комплексная работа, направленная на обеспечение избирательных прав граждан.

В рамках этой работы в 14 избирательных округах образовано 9382 избирательных участка, в том числе 44 участка при дипломатических представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах.

Окружными избирательными комиссиями сформированы составы участковых избирательных комиссий, для осуществления деятельности которых привлечено более 98 тысяч человек. Из них 69% ранее принимали непосредственное участие в работе избирательных комиссий и в этом плане обладают определенным практическим опытом.

Одновременно, с целью обучения сотрудников избирательных комиссий с учетом особенностей нынешней избирательной кампании проводились специальные семинары по так называемой «каскадной» методике.

Миссия отмечает, что впервые в избирательной практике Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан была разработана и успешно реализована программа мероприятий по повышению правовой культуры избирателей.

В рамках указанной программы были изданы 22 наименования брошюр и методических пособий, подготовлены специальные видео ролики, показывающие все этапы подготовительной работы участковых избирательных комиссий и пошаговые действия избирателей на участке в день голосования. Помимо этого, активно подключались общественные организации и структуры, такие как махаллинские комитеты, женские комитеты, советы ветеранов, которые в доходчивой форме объясняли избирателям их права и обязанности, в том числе о недопустимости, так называемого «семейного голосования», когда глава семейства голосует за всех членов семьи.

В целях обеспечения защиты избирательных прав населения Центральной избирательной комиссией Узбекистана были открыты «телефоны доверия», которые в постоянном режиме принимали и рассматривали жалобы и обращения избирателей, касающиеся выборов.

Наряду с пресс-центром в Центризбиркоме, который освещал работу ЦИК Узбекистана и на регулярной основе предоставлял всю официальную информацию, с 30 ноября по 5 декабря 2016 года впервые в избирательной практике был открыт «Пресс-клуб: Выборы-2016». Проект является общественно-гражданской инициативой. Эта мультимедийная площадка создана Национальной Ассоциацией электронных СМИ Узбекистана совместно с рядом отечественных печатных и интернет-изданий, теле- и радио-каналами. Была установлена онлайн-связь с пресс-центром Центральной избирательной комиссии. В рамках работы пресс-клуба были организованы подключения с десятью региональными негосударственными телестудиями для ведения прямых репортажей с избирательных участков по всей стране и формирования объективного контента о ходе подготовки и проведения выборов Президента Республики Узбекистан.

В рамках деятельности пресс-клуба прошли различные мероприятия, в том числе брифинги и выступления представителей ЦИК, политических партий, религиозных конфессий и гражданского общества, международных наблюдателей, представителей Сената и Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

По итогам бесед с представителями национальных и зарубежных СМИ, участниками мероприятий в рамках клуба, данное новшество рассматривается Миссией как весьма эффективный способ для доведения оперативной и объективной информации населению страны, свободного обмена мнениями и опытом избирательной практики.

8. День голосования.

В день голосования 4 декабря 2016 года, члены Миссии прибыли на избирательные участки до их открытия, присутствовали при подготовке бюллетеней и урн для голосования.

Члены Миссии осуществляли наблюдение в 10 избирательных округах, посетили 181 избирательный участок в Ташкенте, Ташкентской, Бухарской, Самаркандской, Наманганской, Андижанской, Ферганской, Джизакской областях, а также городах и иных населенных пунктах Республики Каракалпакстан.

Наблюдатели Миссии посещали избирательные участки без заранее разработанного плана, без согласования с исполнительными и избирательными органами. Выбор избирательного участка осуществлялся каждым членом Миссии самостоятельно. Каких-либо препятствий по посещению того или иного участка членам Миссии не создавалось, в том числе на территориях закрытых организаций (областной психоневрологический диспансер в г.Чирчик).

Весьма впечатляющим моментом для членов Миссии явилось то, что при открытии многих избирательных участков проходил обряд благословления старейшинами района, что, по мнению Миссии, вносит элемент духовности и чистоты этого важного социально-политического мероприятия, а также еще большей ответственности для участников избирательного процесса.

Миссия отмечает высокую активность граждан в ходе голосования и профессиональный уровень подготовки работников участковых избирательных комиссий.

Члены участковых избирательных комиссий обеспечили необходимые условия для осуществления процедуры голосования, в ходе голосования сохраняли беспристрастность, при обращениях избирателей давали исчерпывающие разъяснения по возникающим вопросам, проявляли чуткость и внимательное отношение к избирателям, доверенным лицам, местным и международным наблюдателям.

Деятельность избирательных комиссий носила квалифицированный, гласный, прозрачный и независимый характер.

В участковых избирательных комиссиях в полном объеме были представлены документальная и информационно-справочная литература, журналы регистрации наблюдателей, методические сборники, графики дежурств, схемы эвакуации и другие документы.

Избирательные участки, которые посетили члены Миссии, были обеспечены средствами связи, компьютерной и другой техникой, а также всем необходимым для голосования избирателей и работы членов УИК. Повсеместно на участках были оборудованы медпункты, комнаты матери и ребенка. Были предусмотрены места для голосования лиц с ограниченными возможностями здоровья, избирательные участки оборудованы пандусами. Впервые для лиц с проблемами зрения бюллетени для голосования были напечатаны также и шрифтом Брайля.

В целях обеспечения прозрачности процесса голосования на избирательных участках были установлены видеокамеры, соединенные в единую компьютерную сеть, что позволяло ЦИК наблюдать за процессом голосования в режиме онлайн, поддерживать устойчивую видеосвязь с регионами страны.

Миссия с удовлетворением отмечает высокую активность молодежи в день голосования, а также особое внимание со стороны участковых комиссий к молодым людям, впервые участвовавшим в выборах. По информации Центризбиркома таких граждан всего 555 497 человек. Им вручались цветы и памятные подарки, что подчеркивало, с одной стороны торжественность события для данного гражданина, а с другой – заботу государства о подрастающем поколении.

На избирательных участках голосование проходило спокойно, с соблюдением установленного порядка и в присутствии наблюдателей от политических партий, доверенных лиц кандидатов, а также ряда международных организаций, представителей средств массовой информации.

В адрес представителей Миссии жалоб и замечаний по ходу голосования не поступало.

9. Основные выводы

Миссия заявляет, что выборы Президента Республики Узбекистан соответствовали требованиям избирательного законодательства Республики Узбекистан и принятым Республикой Узбекистан международным обязательствам.

Нарушений норм национального законодательства, ставящих под сомнение легитимность выборов, Миссией не отмечено.

Миссия признает прошедшие выборы открытыми, свободными и демократичными.

Миссия констатирует, что состоявшиеся президентские выборы явились важным шагом на пути дальнейшего развития демократических процессов Республики Узбекистан.

Миссия поздравляет народ Узбекистана с избранием Президента Республики Узбекистан, желает ему успехов в осуществлении курса на укрепление независимости, суверенитета и социально-экономического развития страны, новых достижений во всех областях жизни общества и процветания.

Миссия наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества выражает глубокую признательность Центральной избирательной комиссии, Министерству иностранных дел и другим организациям и учреждениям Республики Узбекистан за всемерное содействие и помощь во время её работы.

Глава Миссии наблюдателей

от Шанхайской организаций сотрудничества,

Генеральный секретарь ШОС Р.Алимов


г. Ташкент,

5 декабря 2016 г.

17171

05Декабрь 2016


Актуальные темы