Вид

A
A
A
Масштаб
Размер шрифта
Специальные возможности
| Вход в личный кабинет | Рус | O'zb | Ўзб | Eng

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Законодательство | К списку

Закон Республики Узбекистан «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан»

(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5-6, ст. 95; 1999 г., № 1, ст. 20, № 9, ст. 206; 2000 г., № 5-6, ст. 153; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 37, ст. 40; 2008 г., № 52, ст. 510; 2014 г., № 36, ст. 452; 2015 г., № 52, ст. 645)

Статья 1. Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан
Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан (далее – Центральная избирательная комиссия) образуется для организации и проведения выборов Президента Республики Узбекистан, в Олий Мажлис Республики Узбекистан, а также референдума Республики Узбекистан и осуществляет свою деятельность на постоянной основе.

Статья 2. Основные принципы деятельности Центральной избирательной комиссии
Основными принципами деятельности Центральной избирательной комиссии являются независимость, законность, коллегиальность, гласность, справедливость.
Центральная избирательная комиссия призвана всей своей деятельностью способствовать осуществлению демократических принципов избирательной системы, обеспечивать возможность свободного волеизъявления избирателей.

Статья 21. Независимость
Центральная избирательная комиссия и ее члены осуществляют свою деятельность независимо от каких бы то ни было государственных органов, общественных объединений и должностных лиц.
Члены Центральной избирательной комиссии, принимая решения, выражают свою позицию, свободную от политических склонностей и других посторонних воздействий.
Вмешательство в деятельность Центральной избирательной комиссии не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законом.

Статья 22. Законность
Центральная избирательная комиссия и ее члены в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Узбекистан, законами о выборах, референдуме и другими законодательными актами.

Статья 23. Коллегиальность
Рассмотрение вопросов и принятие решений осуществляются Центральной избирательной комиссией коллегиально.

Статья 24. Гласность
Центральная избирательная комиссия осуществляет свою деятельность гласно. Заседания Центральной избирательной комиссии проводятся открыто.
На заседаниях Центральной избирательной комиссии могут присутствовать представители политических партий, средств массовой информации, наблюдатели от других государств, международных организаций и движений.
Решения Центральной избирательной комиссии публикуются в средствах массовой информации.

Статья 25. Справедливость
Центральная избирательная комиссия принимает необходимые меры по обеспечению кандидатам, политическим партиям равных условий для проведения избирательной кампании, справедливого распределения бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, честности голосования и подведения итогов выборов, референдума.

Статья 3. Образование Центральной избирательной комиссии
Центральная избирательная комиссия образуется Олий Мажлисом Республики Узбекистан в составе не менее пятнадцати членов.
Члены Центральной избирательной комиссии избираются Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по рекомендации Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов.
Председатель Центральной избирательной комиссии избирается из числа ее членов по представлению Президента Республики Узбекистан на заседании комиссии.
Заместитель Председателя и секретарь Центральной избирательной комиссии избираются из числа ее членов на заседании комиссии.

Статья 4. Членство в Центральной избирательной комиссии
Членом Центральной избирательной комиссии может быть гражданин Республики Узбекистан, достигший двадцати пяти лет, имеющий, как правило, высшее образование, опыт работы в организации и проведении выборов Президента Республики Узбекистан и в представительные органы государственной власти, референдума, пользующийся авторитетом среди общественности и постоянно проживающий на территории Республики Узбекистан не менее пяти последних лет.
Не могут быть членами Центральной избирательной комиссии граждане, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершенные тяжкие либо особо тяжкие преступления, военнослужащие Вооруженных Сил, сотрудники Службы национальной безопасности Республики Узбекистан, других военизированных подразделений, профессиональные служители религиозных организаций и объединений;
Член Центральной избирательной комиссии не может быть членом другой избирательной комиссии или политической партии.
Член Центральной избирательной комиссии, зарегистрированный в установленном законом порядке кандидатом в Президенты Республики Узбекистан, кандидатом в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, кандидатом в члены Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, доверенным лицом, считается выбывшим из состава комиссии.
Полномочия члена Центральной избирательной комиссии могут быть прекращены Олий Мажлисом Республики Узбекистан непосредственно либо по представлению органа, его рекомендовавшего в случаях:
подачи им письменного заявления о сложении полномочий;
признание его в установленном порядке недееспособным;
вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
систематического невыполнения им своих обязанностей.
Новый член Центральной избирательной комиссии утверждается в порядке, установленном настоящим Законом.
Член Центральной избирательной комиссии по ее решению может работать в комиссии на постоянной основе.
Члены Центральной избирательной комиссии, работающие на постоянной основе, не могут заниматься другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной и педагогической.

Статья 41. Удостоверение члена Центральной избирательной комиссии
Член Центральной избирательной комиссии имеет соответствующее удостоверение.
Удостоверение председателя Центральной избирательной комиссии и его заместителя подписывается Президентом Республики Узбекистан, а удостоверение других членов Центральной избирательной комиссии подписывается Председателем Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по согласованию со Спикером Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Статья 5. Полномочия Центральной избирательной комиссии
Центральная избирательная комиссия:
возглавляет систему избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, которые образуются для проведения выборов Президента Республики Узбекистан, в Олий Мажлис Республики Узбекистан и референдума Республики Узбекистан, осуществляет на всей территории Республики Узбекистан контроль за исполнением законов о выборах Президента Республики Узбекистан, в Олий Мажлис Республики Узбекистан и референдуме Республики Узбекистан, обеспечивает их единообразное применение;
объявляет начало избирательной кампании по выборам Президента Республики Узбекистан, в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, областные, районные, городские Кенгаши народных депутатов;
осуществляет методическое обеспечение деятельности избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, в пределах своих полномочий принимает постановления, издает инструкции и утверждает положения и дает разъяснения по вопросам организации выборов и референдума;
образует избирательные округа, округа референдума, присваивает им наименования и номера, публикует списки округов с указанием их границ, численности избирателей и граждан, имеющих право на участие в референдуме;
решает вопросы о приписке к соответствующим округам избирательных участков и участков референдума, образованных при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах;
образует окружные избирательные комиссии и окружные комиссии по проведению референдума и публикует сведения о месте их нахождения;
определяет порядок внесения изменений в состав избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума;
самостоятельно или по представлению Генерального прокурора Республики Узбекистан отменяет решения окружных избирательных комиссий и окружных комиссий по проведению референдума в случаях, если эти решения противоречат законам о выборах и референдуме;
выдает мандаты наблюдателям иностранных государств, международных организаций на выборах и референдуме;
разрабатывает и утверждает смету расходов на подготовку и проведение выборов и референдума, распределяет денежные средства по избирательным комиссиям и комиссиям по проведению референдума, включая финансирование участия политических партий в выборах, контролирует обеспечение избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума помещениями, транспортом и средствами связи, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов и референдума;
устанавливает образец мандата для наблюдателей от политических партий, представителей печати, телевидения, радио, наблюдателей от других государств, международных организаций и движений;
на основании представленных документов принимает решение о допущении политических партий к участию в выборах;
принимает соответствующие документы от политических партий, выдвигающих кандидатов в Президенты Республики Узбекистан и кандидатов в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
принимает решение о проведении конференции Экологического движения Узбекистана по выборам депутатов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
регистрирует кандидатов в Президенты Республики Узбекистан и кандидатов в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, организует публикацию списков зарегистрированных кандидатов и сведений о них в печати;
обеспечивает равные условия участия в выборах для кандидатов в Президенты Республики Узбекистан и кандидатов в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
устанавливает образцы и формы избирательных бюллетеней и избирательных листов по выборам Президента Республики Узбекистан, депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, бюллетеня для голосования на референдуме, списков избирателей и граждан, имеющих право на участие в референдуме, подписных листов, протоколов избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума и других документов, образцы ящиков для голосования и печатей избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума, определяет порядок хранения документов;
заслушивает сообщения представителей избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума, политических партий, министерств, государственных комитетов и ведомств, органов государственной власти на местах, других государственных органов и негосударственных некоммерческих организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума;
подводит итоги выборов и референдума, устанавливает результаты голосования в целом по Республике Узбекистан и публикует в печати сообщение о числе избирателей или граждан, имеющих право на участие в референдуме, принявших участие в голосовании, числе голосов, поданных за каждого кандидата, числе голосов, поданных за или против вопроса вынесенного на референдум;
в случаях, предусмотренных законодательством, организует проведение повторного голосования, повторных выборов и выборов вместо выбывших депутатов Законодательной палаты или членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
регистрирует избранных депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также публикует их списки в печати;
созывает первое после выборов заседание Законодательной палаты, Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в порядке, установленном законом;
вручает избранному лицу удостоверение об избрании Президентом Республики Узбекистан;
выдает депутату Законодательной палаты и члену Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан удостоверение и нагрудный знак соответственно депутата Законодательной палаты и члена Сената;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума и принимает по ним решения;
передает органам прокуратуры материалы о нарушениях законов о выборах и референдуме Республики Узбекистан, которые влекут за собой уголовную ответственность;
осуществляет международное сотрудничество с избирательными органами других стран, международными организациями, организует встречи с представителями иностранных государств, международных организаций, заключает соглашения, меморандумы о сотрудничестве;
участвует в наблюдении за выборами в зарубежных странах, в том числе в составе миссий международных организаций;
приглашает международные организации, избирательные органы зарубежных стран для наблюдения за выборами в стране, направляет своих представителей в состав миссии наблюдателей;
обеспечивает передачу документов, связанных с организацией, проведением выборов и референдума, в архив;
утверждает Регламент Центральной избирательной комиссии;
укрепляет и развивает связи с общественностью, средствами массовой информации;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Статья 6. Полномочия председателя Центральной избирательной комиссии
Председатель Центральной избирательной комиссии:
осуществляет руководство деятельностью Центральной избирательной комиссии;
созывает заседания Центральной избирательной комиссии, председательствует на них, распределяет обязанности между ее членами;
приглашает для участия в заседаниях Центральной избирательной комиссии представителей государственных органов, политических партий и других общественных объединений, организаций и иных должностных лиц;
представляет Центральную избирательную комиссию в отношениях с государственными органами, международными организациями, общественными объединениями;
информирует палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан об итогах выборов Президента Республики Узбекистан, в Олий Мажлис Республики Узбекистан, а также референдума;
подписывает постановления и иные акты Центральной избирательной комиссии;
распределяет и контролирует целевое использование средств, выделенных для обеспечения деятельности Центральной избирательной комиссии из Государственного бюджета Республики Узбекистан;
открывает соответственно первое заседание Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и председательствует на нем до избрания Спикера Законодательной палаты и Председателя Сената;
осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
При невозможности выполнения председателем Центральной избирательной комиссии своих полномочий, а также в случае его отсутствия функции председателя возлагаются на заместителя председателя или решением Центральной избирательной комиссии на одного из ее членов.

Статья 7. Заседания Центральной избирательной комиссии
Организационной формой работы Центральной избирательной комиссии являются ее заседания, которые проводятся по мере необходимости. Заседание считается правомочным, если в нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.
Решения Центральной избирательной комиссии принимаются открытым голосованием, простым большинством голосов от общего числа членов комиссии. При равном разделении голосов, голос председателя Центральной избирательной комиссии является решающим.

Статья 8. Протокол заседания Центральной избирательной комиссии
На заседаниях Центральной избирательной комиссии ведется протокол, который подписывается председательствующим и секретарем Центральной избирательной комиссии.
Члены Центральной избирательной комиссии вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу.

Статья 9. Постановления Центральной избирательной комиссии
Центральная избирательная комиссия в пределах своих полномочий принимает постановления, которые подписываются председателем Центральной избирательной комиссии.
Постановления Центральной избирательной комиссии вступают в силу с момента их принятия и подлежат опубликованию в тот же день на официальном веб-сайте Центральной избирательной комиссии, а также, при необходимости, в других источниках.

Статья 10. Обязательность решений Центральной избирательной комиссии
Решения, принимаемые Центральной избирательной комиссией в пределах ее полномочий, являются обязательными для окружных и участковых избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, для государственных органов, политических партий и других негосударственных некоммерческих организаций, предприятий, учреждений и организаций.

Статья 11. Рассмотрение обращений Центральной избирательной комиссии
Центральная избирательная комиссия вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов или референдума, к руководителям государственных органов, негосударственных некоммерческих организаций, предприятий, учреждений и организаций, другим должностным лицам, которые обязаны рассмотреть вопрос и дать ответ в течение трех дней.

Статья 12. Обжалование решений Центральной избирательной комиссии
Решения Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Узбекистан. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней после ее поступления, а если до выборов или референдума осталось менее шести дней – незамедлительно.

Статья 13. Секретариат Центральной избирательной комиссии
Для обеспечения деятельности Центральной избирательной комиссии образуется ее Секретариат.
Работой Секретариата руководит секретарь Центральной избирательной комиссии.
Структура, штаты Секретариата и порядок его работы утверждаются председателем Центральной избирательной комиссии.

Статья 14. Регламент Центральной избирательной комиссии
Порядок деятельности Центральной избирательной комиссии определяется ее Регламентом.

Статья 15. Финансирование Центральной избирательной комиссии
Финансирование Центральной избирательной комиссии производится за счет государственных средств и предусматривается в Государственном бюджете Республики Узбекистан отдельной строкой.

Статья 16. Печать Центральной избирательной комиссии
Центральная избирательная комиссия имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием.
Центральная избирательная комиссия является юридическим лицом.


Президент
Республики Узбекистан                                                                                              И.КАРИМОВ

г. Ташкент,
30 апреля 1998 г.,
№ 613-I

16821



Актуальные темы