Вид

A
A
A
Масштаб
Размер шрифта
Специальные возможности
| Вход в личный кабинет | Рус | O'zb | Ўзб | Eng

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Новости | К списку

Миссия БДИПЧ ОБСЕ опубликовала промежуточный отчет

Ограниченная миссия БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за парламентскими выборами в Республике Узбекистан, которые состоятся 21 декабря 2014 г., на своем официальном сайте опубликовала промежуточный отчет, основанный на наблюдениях в период со 2 по 11 декабря текущего года.

 

В отчете отмечается, что после приглашения Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Республики Узбекистан и исходя из рекомендаций Миссии по оценке потребностей (МОП), проведенной с 28 по 30 октября, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ 2 декабря организовало Ограниченную миссию по наблюдению за выборами (ОМНВ). ОМНВ под руководством посла Даана Эвертса состоит из основной команды в 12 человек в г. Ташкенте и 8 долгосрочных наблюдателей, которые были развернуты по всей территории страны 4-5 декабря. Члены миссии отобраны из 16 государств - участников ОБСЕ.

 

Также в документе говорится, что 15 сентября ЦИК официально объявила о начале избирательной кампании по выборам в нижнюю палату Олий Мажлис, проводимых 21 декабря. Выборы в местные кенгаши проводятся одновременно с парламентскими выборами. Предстоящие выборы рассматриваются в качестве важного политического события, особенно с учетом того, что последние изменения в Конституции предусматривают выдвижение кандидатуры премьер-министра политической партией, получившей наибольшее количество мест в нижней палате парламента.

 

Наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ подчеркнули, что избирательное законодательство претерпело изменения со времени последних выборов, особо подчеркивается в отчете. Некоторые внесенные нормы были приняты во исполнение предыдущих рекомендаций ОБСЕ БДИПЧ. В частности, внедрены более подробные нормативные акты в отношении мероприятий предвыборной кампании и процедуры досрочного голосования, включена норма по наблюдению за конференцией Экологического движения Узбекистана (ЭДУ) по избранию депутатов в Законодательную палату Олий Мажлиса, также законодательством предусмотрено голосование в местах содержания под стражей.

 

Вместе с тем в отчете говорится, что в Кодекс об административной ответственности включена новая глава о правонарушениях в области выборов. Включенные нормы относятся к таким правонарушениям, как вмешательство в деятельность избирательных органов, невыполнение их решений, нарушение прав кандидатов, доверенных лиц, наблюдателей или уполномоченных представителей партии, нарушение условий и процедур кампании, в том числе и финансирования выборов, распространения ложной информации о кандидатах и политических партиях, преднамеренное уничтожение или порча избирательных материалов, нарушение нормативных актов, касающихся публикации результатов опросов общественного мнения и прогнозов о результатах выборов.

 

Эксперты БДИПЧ ОБСЕ отметили и последние изменения в Конституции, которые устанавливают статус ЦИК в качестве конституционного органа и определяют независимость, легитимность, коллегиальность, гласность и справедливость в качестве основополагающих принципов его работы. Заседания открыты для представителей политических партий и СМИ, а также для международных наблюдателей.

 

ЦИК имеет собственную веб-страницу и создал Республиканский пресс-центр с целью информирования общественности об избирательном процессе и своей деятельности. С целью информирования избирателей и других заинтересованных сторон о выборах, ЦИК организовал широкий спектр общественных мероприятий, в частности, дискуссии в формате круглого стола с представителями политических партий, махаллей, молодежью и женщинами, тренинги для журналистов, пресс-конференции и распространение печатных и видеоматериалов по разным аспектам процесса.

 

В отчете сказано, что выборы организуются ЦИК, 135 окружными избирательными комиссиями и участковыми избирательными комиссиями (УИК). Органы самоуправления граждан - махаллинские комитеты играют важную роль в оказании содействия избирательным органам на местном уровне, в частности, в процессе определения границ избирательных участков, формирования состава избирательной комиссии и составления списков избирателей. По настоящее время сроки по организации выборов в целом соблюдаются. Продолжаются тренинги для УИК и 11 декабря началось досрочное голосование.

 

ЦИК объявил, что предварительная численность избирателей составляет 20 млн. 789 тысяч 572 человек.

 

В отчете говорится и о списках избирателей, которые представлены в УИК 6 декабря, и в специальных УИК будут доступны с 14 декабря. Избиратели вправе проверять точность и полноту списков и обращаться за изменениями. УИК должны ответить на их обращение в течение 24 часов и дать обоснование своего решения. Решения УИК можно обжаловать в суде. В день выборов избиратели, которые не включены в избирательные списки и могут доказать свое место жительства в избирательном участке, вправе быть включенными в дополнительный избирательный список и проголосовать.

 

Отмечается, что в соответствии с законодательством процесс выдвижения кандидатов прошел с 17 октября по 6 ноября. В соответствии с законодательством, не менее 30 процентов кандидатов, выдвигаемых каждой партией, должны быть женщинами. Все 4 партии выдвинули своих кандидатов по всем 135 избирательным округам. Так как пять кандидатов выбыли до объявления окончательного списка, 15 ноября ЦИК зарегистрировал 535 кандидатов, включая 170 женщин (31,8%).

 

В соответствии с нормами законодательства предвыборная кампания началась 15 ноября и заканчивается 19 декабря.

 

Четыре зарегистрированные политические партии начали свою предвыборную кампанию с представления своих платформ и кандидатов общественности посредством электронных и печатных СМИ и путем организации встреч с избирателями по всей стране. Партийные программы в основном нацелены на вопросы социальной защиты и экономического развития, подчеркивая необходимость стабильности, единства и постепенных политических и экономических реформ. Кандидаты в депутаты информируют ОМНВ БДИПЧ ОБСЕ, что они используют билборды, постеры, листовки, встречи и рекламу в СМИ для обращения к избирателям.

 

Экспертами БДИПЧ ОБСЕ в промежуточном отчете подчеркивается, что политическим партиям, участвующим в выборах, предоставляется равное бесплатное эфирное время и печатная площадь в государственных СМИ, а также право на покупку эфирного времени и печатного пространства в государственных и негосударственных СМИ.

 

Политические партии, участвующие на выборах получают по 238 минут бесплатного эфирного времени еженедельно на общенациональных телерадиоканалах и равный объем бесплатной площади в государственных газетах. ЦИК проинформировал ОМНВ ОБСЕ БДИПЧ, что частным СМИ рекомендуется предоставить кандидатам равное освещение. 5 декабря ОМНВ ОБСЕ БДИПЧ начал мониторинг 4 телевизионных станций и 8 газет.

 

Законодательство о выборах предусматривает наблюдение за выборами международными наблюдателями из разных стран, международных организаций и ассоциаций. Кроме ОМНВ ОБСЕ БДИПЧ ЦИК аккредитовал передовую группу наблюдателей от Содружества Независимых Государств (СНГ) и планирует зарегистрировать около 300 международных наблюдателей. Законодательством также предусмотрено наблюдение за процессом представителями политических партий, номинирующих кандидатов, а также СМИ.

 

Продолжается аккредитация международных наблюдателей и представителей СМИ. Политические партии могли представить списки своих представителей и наблюдателей в ОИК до 6 декабря. Все партии сообщили о планах направить обученных представителей в большинство избирательных участков в день выборов.

 

С полным текстом отчета можно ознакомиться на официальном сайте ОБСЕ.

 

Республиканский пресс-центр

по освещению выборов 2014 года

15248

13Декабрь 2014


Актуальные темы