Вид

A
A
A
Масштаб
Размер шрифта
Специальные возможности
| Вход в личный кабинет | Рус | O'zb | Ўзб | Eng

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Новости | К списку

Важные гарантии демократизации избирательного процесса

В нашей стране с целью обеспечения свободы избирательного права, либерализации избирательной системы последовательно и поэтапно развивается законодательство о выборах. Выдвинутая Президентом Исламом Каримовым Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране ознаменовала новый период в этом направлении.

19 декабря 2012 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Законы Республики Узбекистан «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» и «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов» в связи с дальнейшим обеспечением свободы выбора и развитием избирательного законодательства», который был разработан в соответствии с Концепцией.

О сути и значении этого закона, о работе, проводимой в данной сфере, говорилось в беседе корреспондента Национального информационного агентства Узбекистана – УзА с председателем Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан МирзоУлугбеком Абдусаломовым.

- Как отмечает глава нашего государства, выборы – это важнейший узловой вопрос демократичности правовых норм, действующих в стране, неотъемлемый атрибут демократического правового государства, основная форма волеизъявления народа, участия граждан в управлении делами государства и общества, - говорит М.Абдусаломов. - Именно поэтому в нашей стране проводятся глубокие преобразования, направленные на развитие эффективной, демократической избирательной системы.

Принятый 19 декабря 2012 года Закон «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Узбекистан «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» и «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов» в связи с дальнейшим обеспечением свободы выбора и развитием избирательного законодательства» служит дальнейшей либерализации выборов, обеспечению их открытости, создает более благоприятные условия для свободного и самостоятельного волеизъявления граждан.

Закон прошел широкое обсуждение при участии членов Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан и территориальных избирательных комиссий, министерств и ведомств, политических партий, Экологического движения Узбекистана, представителей институтов гражданского общества и средств массовой информации, зарубежных экспертов в области избирательного права, а также - международную экспертизу. В частности, в совместном заключении Венецианской комиссии Европейского Совета и Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе закону дана положительная оценка.

- Расскажите, пожалуйста, об особенностях и значении данного закона.

- Основная цель закона - укрепление принципов открытости и прозрачности выборов. В частности, введены новые нормы, в соответствии с которыми в течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая интернет).

Ранее такая норма существовала только в Законе «О выборах Президента Республики Узбекистан». Это требование является одним из важных нововведений в законе, которое по сути позволяет защитить права избирателей, исключить возможность формирования необъективного, ошибочного отношения к какому-либо кандидату и нарушения избирательного законодательства.

Еще одна особенность в том, что теперь наблюдателям предоставлено право присутствовать на конференции Экологического движения Узбекистана по избранию депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Этот правовой механизм служит обеспечению открытости и прозрачности избрания депутатов в нижнюю палату парламента.

Правом избирать обладают также лица, вопрос о виновности которых еще не решен в суде или в отношении которых в качестве меры пресечения применено наказание в виде временного содержания под стражей. С целью реализации их избирательного права в закон внесена норма об организации избирательных участков и в местах содержания под стражей. Это дополнение является ярким воплощением соблюдения в нашей стране принципа приоритетности прав человека.

- Какие нормы нового закона способствуют обеспечению открытости и объективности в процессе выборов?

- Как известно, предвыборная агитация имеет важное значение для результатов выборов. При полноценном проведении предвыборной агитации избиратель может легко сформировать свою точку зрения. Поэтому в новом законе отведено широкое место вопросам, связанным с предвыборной агитацией. Если в прежних нормах закона порядок проведения предвыборной агитации был описан в общих чертах, то теперь дано отдельное определение понятию «предвыборная агитация», конкретно описаны ее виды, формы и методы.

В законе закреплено, что предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и направленная на побуждение избирателей к голосованию за кандидата в депутаты или политическую партию. Этот процесс начинается со дня регистрации кандидатов в депутаты Центральной избирательной комиссией. Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатных или на льготных условиях товаров, услуг, а также выплаты денежных средств.

Цель агитации – побудить к голосованию за кандидата. В этот период распространяется информация о программе или предвыборной платформе политической партии, кандидата в депутаты, проводятся публичные дебаты, дискуссии, пресс-конференции, интервью, выступления, собрания избирателей. Размещаются ролики о кандидате в депутаты, политической партии.

Отдельно упорядочено законом проведение предвыборной агитации через средства массовой информации. При этом кандидатам в депутаты, политическим партиям обеспечиваются равные условия доступа к государственным средствам массовой информации путем бесплатного предоставления им одинакового по объему эфирного времени и печатной площади. Информация, распространяемая в средствах массовой информации, должна соответствовать действительности, не нарушать прав и законных интересов кандидатов в депутаты, политических партий.

Предвыборная агитация может проводиться посредством проведения встреч с избирателями, выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных и других агитационных материалов. В этом процессе также соблюдается принцип равных условий для участников выборов.

Согласно новому закону предвыборная агитация в день выборов и за день до начала голосования не допускается. Материалы предвыборной агитации, ранее размещенные на зданиях, сооружениях и других местах, снимаются органами государственной власти на местах за день до выборов.

Включение в законы о выборах подобной нормы, которая закреплена в законодательстве развитых стран, помогает избирателям определиться со своими взглядами и политическими предпочтениями, прийти к конкретному решению, за какого кандидата или какую политическую программу нужно голосовать. Также это исключит различные случаи злоупотребления и нарушения закона накануне дня голосования.

- В каких случаях и как осуществляется досрочное голосование?

- В день выборов некоторые граждане могут быть в командировке, отпуске или по другим причинам не находиться по месту проживания. В таких случаях создаются условия для их досрочного голосования, что является одной из гарантий избирательного права.

В законе конкретизированы время и процедура проведения досрочного голосования. Теперь досрочное голосование начинается за десять дней, а заканчивается за день до выборов. Время его проведения определяется окружной избирательной комиссией и доводится до сведения избирателей, наблюдателей, представителей средств массовой информации.

Для осуществления досрочного голосования избиратель на основании заявления, с указанием причины отсутствия в день выборов, получает в участковой избирательной комиссии избирательный лист. Для заполнения листа избирателю создаются все условия, определенные в законодательстве. Избиратель после заполнения избирательного листа оставляет его в закрытом конверте избирательной комиссии.

- Какие задачи возлагает новый закон на Центральную избирательную комиссию? Какая работа будет проведена в этом направлении?

- Исполнение каждого закона зависит от информированности населения о нем. Поэтому Центризбирком во взаимодействии с политическими партиями, Экологическим движением Узбекистана, органами юстиции и институтами гражданского общества наметила проведение на местах мероприятий, направленных на доведение до широкой общественности сути и значимости данного закона.

Кроме того, запланированы региональные семинары по вопросам соблюдения избирательного законодательства для организаторов выборов, местных органов политических партий, средств массовой информации и других участников избирательного процесса.

Словом, новые нормы, включенные в избирательное законодательство, наряду с развитием механизмов создания равных условий для политических партий и кандидатов в депутаты в ходе избирательной кампании еще больше укрепят правовые гарантии граждан по свободной реализации своих избирательных прав. Укрепление принципов гласности и открытости в процессе подготовки и проведения выборов служит полному утверждению в нашей стране принципа свободы выбора и дальнейшей демократизации избирательного процесса.


УзА., Н. Абдураимова,
Газета “Правда востока”
29.01.2013 №19/2013

8510

29Январь 2013


Актуальные темы