Избирательное законодательство и практика: новые гарантии избирательного права

Широкомасштабные реформы, осуществляемые в нашей стране, направлены на формирование демократического и открытого общества, стремящегося к духовному созиданию в эпоху Третьего Ренессанса. Народ Узбекистана, объединившись вокруг идеи «От национального возрождения - к национальному прогрессу», всесторонне поддерживает ускоренное обновление.

 

В этом важном процессе особое внимание уделяется дальнейшей демократизации нацио­нальной избирательной системы, гармонизации избирательного законодательства и практики с общепризнанными международными стандартами, более широкому и полному обес­печению избирательных прав граждан. Этот факт отмечен экспертами по выборам, в том числе международными экспертами и миссиями крупных международных организаций, которые наблюдали за выборами в Узбекистане. Говоря о масштабных изменениях, они отмечают высокие результаты системных реформ в этой сфере как одно из важнейших достижений, произошедших в избирательном законодательстве и практике Узбекистана за последние годы.

 

Новые возможности

 

Опыт, накопленный в ходе первых выборов в парламент и местные Кенгаши в соответствии с Избирательным кодексом Республики Узбекистан, показал, что в национальном избирательном законодательстве и практике существуют некоторые пробелы и проблемы, ожидающие своего решения.

Важным фактором на пути достижения таких благородных целей, как обеспечение гарантий права граждан на выборы, их участие в выборах, стал подписанный главой государства Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием избирательного законодательства» от 8 февраля 2021 года.

В этом аспекте Центральной избирательной комиссией (ЦИК) вместе с организациями-парт­нерами проделана большая работа: от разработки концепции законопроекта до его публичного обсуждения в нижней палате парламента и принятия в Олий Мажлисе. Этот процесс стал еще одним ярким подтверждением открытости и демократичности государственных структур в достижении высоких результатов в ходе проводимых реформ по обеспечению свободы слова и прозрачности в нашей стране.

В этом году состоится важное политичес­кое событие в жизни нашего государства и народа - выборы Президента. В Послании главы государства Олий Мажлису 29 декабря 2020 года говорится, что Центральной избирательной комиссии следует обратить особое внимание на организацию предстоящих выборов на высоком уровне на основе национального законодательства и общепризнанных международных демократичес­ких принципов.

Одной из важных задач является продолжение работы по применению к нацио­нальному законодательству и практике приемлемых рекомендаций, данных международными наблюдателями на прошедших выборах.

 

Высокие результаты последовательной работы

 

Несмотря на сложные условия, связанные с пандемией, подготовка к предстоящим выборам была активно начата ЦИК и последовательно продолжается.   

В частности, во всех регионах страны во взаимодействии с органами исполнительной власти проведены круглые столы по итогам выборов 2019 года с участием представителей избирателей, организаторов выборов и местных руководителей. Налажены онлайн-дискуссии с приглашением международных и отечественных экспертов. Были глубоко проанализированы и обобщены вопросы, касающиеся национального избирательного законодательства и практики, с учетом рекомендаций, данных отечественными и международными наблюдателями, в частности, миссией Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Издан на узбекском, русском и английском языках бюллетень «Выборы-2019: достижения, проблемы, предложения».

В этот сборник включено много предложений. Среди основных тем - более эффективная организация выборов, повышение правовых знаний и электоральной культуры населения, оптимизация трехэтапной системы проведения выборов в местные Кенгаши, повышение роли районных и городских избирательных комиссий.

Исходя из задач, обозначенных в государственных программах по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, и в связи с совершенствованием избирательного законодательства подготовлена концепция проекта закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Респуб­лики Узбекистан, проведены онлайн-­обсуждения с участием палат Олий Мажлиса, соответствующих ведомств, ученых, экспертов и практиков в области избирательного законодательства. В мае-июне 2020 года прошло общественное обсуждение законопроекта. Обоснованные предложения учтены.

При разработке законопроекта учтены прежде всего мнения избирателей, накоп­ленный в национальном избирательном законодательстве и практике опыт развитых стран по проведению выборов, общепризнанные в данном аспекте международные нормы и стандарты.

 

В интересах народа

 

Следует отметить, что предложение об изменении сроков проведения выборов в представительные органы государственной власти в законопроекте привлекло внимание многих.

По сути дела я, будучи депутатом Ташкентского городского и Ташкентского областного Кенгашей народных депутатов, членом Сената и заместителем председателя Сената, и как многолетний участник избирательного процесса был свидетелем дельных предложений граждан - от прос­тых избирателей до организаторов выборов и местных руководителей - о переносе выборов на теплое время года.

Как считают многие, проведение выборов в более теплый месяц во всех отношениях очень удобно для избирателей, кандидатов, организаторов выборов, для своевременного формирования высших государственных органов после выборов, чем в суровую декабрьскую зиму.

Представители политических партий, местные наблюдатели и депутаты поддержали это важное нововведение в избирательном законодательстве. Ведь не секрет, что совпадение выборов с холодным зимним сезоном негативно сказывается на активности граждан, проведении масштабных избирательных кампаний, особенно на организации массовых мероприятий.

 

Кроме того, в результате выборов в соответствии с конституционными нормами и международными избирательными стандартами обновится состав законодательной власти Узбекистана и представительных органов местной государственной власти. Будет сформирована исполнительная власть на всех уровнях. К тому же есть важные процессы, связанные с окончанием года и подведением итогов, планами и программами на предстоящий год, празднованием Нового года.

Казалось, нет ничего особенного в том, чтобы заменить в статье 117 Конституции Республики Узбекистан слово «декабрь» на «октябрь». Однако изменение срока, действовавшего на протяжении десятилетий, -мудрое решение, основанное на уважении взглядов и интересов народа, в условиях Нового Узбекистана.

 

Совершенствование и развитие

 

Согласно поправкам, внесенным в соответствующие статьи Избирательного кодекса, отменена практика формирования окружных избирательных комиссий для проведения выборов в Кенгаши народных депутатов района, города (за исключением Ташкентского городского Кенгаша народных депутатов). Этот институт себя не оправдал. Количество участковых избирательных комиссий на территории таких окружных комиссий, по оценкам экспертов, не превышало и трех. Для сравнения: приходится до ста участковых избирательных комиссий в каждом из округов, где избираются депутаты парламента.

Теперь в результате оптимизации не будут составляться 5739 окружных избирательных комиссий в составе свыше 54 тысяч членов окружных избирательных комиссий, проводящих выборы в районные (городские) Кенгаши народных депутатов. Это не только положит конец таким хлопотам, как трата лишнего времени, труда и привлечение человеческих ресурсов, но и сэкономит свыше 33 миллиардов сумов Государственного бюджета.

В связи с упразднением института окружных избирательных комиссий, проводивших выборы в районные (городские) Кенгаши народных депутатов, и передачей их полномочий районным (городским) избирательным комиссиям состав районных и городских избирательных комиссий будет расширен до 21 члена.

Статья 25 Избирательного кодекса ранее гласила: «Более половины членов участковой избирательной комиссии не могут быть рекомендованы из одной организации». Это позволит предотвратить в избирательном процессе разного рода злоупотребления. Однако сложно сформировать состав членов избирательных участковых комиссий в таких учреждениях, как больницы, дома отдыха, воинские части, дипломатические представительства страны в иностранных государствах, поскольку здесь свои строгие требования.

С учетом этого согласно новому закону часть третья статьи 25 Избирательного кодекса изложена в следующей редакции: «Более половины членов участковой избирательной комиссии не могут быть рекомендованы из одной организации, за исключением участковых избирательных комиссий, образованных при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в воинских частях, санаториях и домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, местах содержания под стражей и лишения свободы».

 

Голосование за рубежом

 

Среди приоритетов политики нашего государства - обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Узбекистан государством независимо от того, где они проживают.

Практическим проявлением такого высокого внимания стал тот факт, что на выборах 2019 года впервые были существенно расширены возможности для голосования наших соотечественников, проживающих за границей. Следует отметить, что в прош­лом осуществляли свои конституционные права на подобных политических мероприятиях только узбекистанцы, официально зарегистрированные в консульских представительствах. На последних выборах 112 411 узбекистанцев, временно или постоянно проживающих за границей, проголосовали на 55 избирательных участках в 38 странах. Досрочно проголосовали 89 807 избирателей за рубежом посредством переносных урн для голосования.

В Избирательном кодексе укреплен порядок включения граждан Узбекистана, проживающих в иностранных государствах, в списки избирателей независимо от того, находятся ли они на консульском учете в дипломатических представительствах или нет. Укреплена правовая основа для голосования через передвижные урны по месту жительства или работы избирателей в иностранных государствах.

Списки избирателей на избирательных участках, образованных при дипломатических и иных представительствах Респуб­лики Узбекистан в иностранных государствах, составляются на основе данных, представленных главами указанных учреждений.

Участковые избирательные комиссии, образованные при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, информируют граждан, находящихся в иностранных государствах, о способе, месте и времени ознакомления со списками избирателей.

Граждане, находящиеся за рубежом, могут в письменной форме обратиться в участковые избирательные комиссии, образованные при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, или в электронной форме через официальный веб-сайт Министерства иностранных дел Респуб­лики Узбекистан о включении их в список избирателей за 15 дней до выборов.

Участковые избирательные комиссии, образованные при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, проверяют персональные данные, указанные в обращениях граждан, находящихся в иностранных государствах, о включении их в список избирателей и решают вопрос о включении гражданина в список избирателей, предоставляют в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан сведения о гражданах, включенных в список избирателей.

Гражданам, находящимся в иностранных государствах, обеспечивается возможность ознакомления с касающимися их данными из списка избирателей также через официальные веб-сайты Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, дипломатических и иных представительств Республики Узбекистан в иностранных государствах.

Голосование в день выборов на избирательных участках, образованных при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, проводится в день выборов с 8.00 до 20.00 по местному времени в месте расположения данных избирательных участков. Это также предоставляет дополнительное удобство.

 

Деньги любят счет

 

Внесение в избирательное законодательство новых норм, отменяющих обязанность избирательных комиссий организовывать встречи кандидатов с электоратом, запрещающих использование государственных ресурсов в ходе избирательной кампании, в целях недопущения необоснованного продления сроков объявления результатов выборов сокращающих срок обжалования решений избирательных комиссий с 10 до 5 дней, позволяет проводить выборы, исходя из принципов открытости, прозрачности и независимости.

Для обеспечения финансовой прозрачности политических партий введена процедура публикации предвыборных промежуточных и итоговых финансовых отчетов после выборов, а также результатов проверок деятельности партий Счетной палатой Республики Узбекистан. Такая подотчетность обеспечивает целевое расходование средств, выделенных политическим партиям на избирательную кампанию. Устраняет неправомерное использование этих ресурсов руководством и должностными лицами политических партий.

 

Важные задачи

 

В статье 5 Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием избирательного законодательства» от 8 февраля 2021 года определено: «Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными организациями обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона».

В связи с этим со стороны ЦИК совместно с соответствующими министерствами, ведомствами, научными учреждениями и высшими учебными заведениями активизирована работа, направленная на повышение правовой культуры и грамотности населения. Нашими партнерами в этом отношении были и остаются Национальная телерадиокомпания Узбекистана, Национальное информационное агентство Узбекистана, Национальная ассоциация электронных СМИ Узбекистана, журналисты периодической печати и интернет-изданий.

Все мероприятия в конечном счете служат обеспечению открытого и прозрачного прохождения избирательных процессов, дальнейшего улучшения показателей нашей страны в индексе демократии, активного участия населения в Президентских выборах и чувства сопричастности к судьбе нашей Родины.

Внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с совершенствованием избирательного законодательства сыграет важную роль в общественно-политической жизни страны, станет важным фактором укрепления общепризнанных демократических принципов, таких как открытость, прозрачность, справедливость, беспристрастность и независимость выборов.

 

Зайниддин НИЗАМХОДЖАЕВ,

Председатель Центральной избирательной комиссии

Республики Узбекистан, Герой Узбекистана.

 

 

Источник: Газета «Правда Востока» от 19 февраля 2021 года.

16.02.2021 364