Заявление миссии наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества по итогам наблюдения за ходом подготовки и проведения выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей
от Шанхайской организации сотрудничества
по итогам наблюдения за ходом подготовки и проведения выборов
в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан

(г. Ташкент, 22 декабря 2019 г.)

C 16 по 22 декабря 2019 года Шанхайская организация сотрудничества (далее — ШОС) по приглашению Министерства иностранных дел Республики Узбекистан (МИД) и по инициативе Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан (ЦИК) успешно провела 50-ю юбилейную Миссию наблюдения за ходом подготовки и проведения выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Приглашение международных наблюдателей расценивается Миссией от ШОС как стремление руководства Республики Узбекистан обеспечить максимальную открытость, прозрачность и демократичность состоявшихся выборов.

1. Состав Миссии
В составе Миссии было аккредитовано 20 наблюдателей — представителей законодательных, исполнительных и избирательных органов государств-членов ШОС, а также должностные лица Секретариата ШОС.
Миссию возглавил Заместитель Генерального секретаря ШОС Се Сяоюн.
От государств-членов ШОС в состав Миссии вошли: Бейсенбаев Нурболат — Руководитель отдела Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан; Кажгалиев Каирбек Серикович — Главный специалист Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан; Хэ Цзивэй — Третий секретарь Министерства иностранных дел Китайской Народной Республики; Асаналиев Алмаз Турдакунович — Член Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики; Баатырова Гульнара Маришовна — Член Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики; Васим Шахзад — Временный поверенный в делах Исламской Республики Пакистан в Республике Узбекистан; Козлов Михаил Васильевич — Заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности; Зиннуров Ирек Хайдарович — член Комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками; Лопатин Антон Игоревич — Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; Шевченко Евгений Александрович — Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; Хидирзода Махфират — Член Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики Таджикистан.
От Секретариата ШОС в составе Миссии приняли участие: Син Фанфан — Советник; Хабиб Мунир — Советник; Азымбакиев Муратбек Абакирович — Старший эксперт; Кенебаева Гульмира Кушкинбаевна — Эксперт 1 категории; Самади Шохин — Эксперт 1 категории; Хисамутдинов Булат Ильдусович — Эксперт второй категории; Чиркеев Даниар Айдарбекович — Референт; Имандосов Бауыржан Аскарович — Референт.

2. Деятельность Миссии
Миссия выполняла свои функции, руководствуясь Положением «О Миссии наблюдателей от ШОС на президентских и/или парламентских выборах, а также референдумах», соблюдая принцип политической нейтральности, объективности и невмешательства во внутренние дела государства, в строгом соответствии с национальным законодательством Республики Узбекистан.
С сентября 2019 года Секретариат ШОС приступил к формированию состава Миссии и к углублённому анализу избирательного законодательства и практики проведения выборов в Республике Узбекистан.
Миссия осуществляла свою деятельность в соответствии с разработанной Концепцией работы Миссии наблюдателей от ШОС за ходом подготовки и проведения выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Миссия провела ряд встреч и бесед с руководителями МИД и ЦИК Узбекистана, а также с председателями, секретарями и членами городских, районных и участковых избирательных комиссий, избирателями, местными наблюдателями, представителями политических партий, средств массовой информации и членами миссий наблюдателей от международных организаций и зарубежных государств.
Принимающей стороной были созданы для Миссии необходимые условия для мониторинга подготовки и проведения выборного процесса. Была предоставлена исчерпывающая информация об избирательной кампании, а также аккредитованных наблюдателях от политических партий и общественности Республики Узбекистан и международных организаций, СМИ.
Все заключения и выводы Миссии основаны на проведённых членами Миссии личных наблюдениях и фактических материалах, собранных накануне и в день выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

3. Законодательная база для проведения выборов
Основу законодательной базы о выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан составляют Конституция Республики Узбекистан, Избирательный кодекс Республики Узбекистан и иные нормативно-правовые акты ЦИК.

4. Новации в избирательном законодательстве Республики Узбекистан
Миссия считает значимыми принятые меры Республикой Узбекистан в направлении совершенствования избирательного законодательства страны.
В целях систематизации законодательства в области выборов разработан и в июне 2019 года принят Избирательный кодекс, который объединил в один документ нормы ранее отдельно действовавших пяти законов, регулировавших отношения, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента, депутатов Законодательной палаты, членов Сената, депутатов областных, районных и городских кенгашей народных депутатов.
В результате совершенствования избирательного законодательства усилена роль политических партий. Этому способствовало исключение из законодательства института квотирования депутатских мест.
Усовершенствован порядок выдвижения кандидатов в районные и городские кенгаши народных депутатов. Теперь только политические партии обладают исключительным правом выдвигать кандидатов в депутаты областных, районных и городских кенгашей.
На избирательные комиссии возложены полномочия по рассмотрению жалоб, поступивших от физических и юридических лиц о нарушениях избирательного права, проведению проверок по этим обращениям и дачи письменных ответов в трехдневный срок, а по обращениям, поступившим менее шести дней до выборов либо в день голосования, — незамедлительно.
Также, в соответствии с Избирательным кодексом появилась возможность участия в выборах лиц, содержащихся в местах лишения свободы за преступления, не представляющие большой общественной опасности, и менее тяжкие преступления.
В ходе выборов усилен общественный контроль и расширены полномочия институтов гражданского общества. Представители органов самоуправления имеют возможность наблюдать за выборами для усиления прозрачности избирательного процесса.
В рамках работы по приведению в соответствие с Избирательным кодексом принято более 10 документов ЦИК, в том числе:
— Положение «О порядке сбора подписей политическими партиями для участия в выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и проверки правильности составления подписных листов»;
— Положение «О порядке образования избирательных участков в местах содержания под стражей и лишения свободы»;
— Положение «О наблюдателях от иностранных государств и международных организаций, участвующих на выборах Республики Узбекистан»;
— Положение «О доверенных лицах кандидата»;
— Инструкция по формированию состава окружных и участковых избирательных комиссий;
— Инструкция о порядке хранения, передачи в архив и уничтожения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдума и др.
В период подготовки к выборам ЦИК Узбекистана заключил меморандумы о взаимодействии с Комитетом женщин Узбекистана, Союзом молодежи Узбекистана, Обществом инвалидов Узбекистана, государственными и некоммерческими средствами массовой информации.

5. Использование современных информационных и цифровых технологий
В Республике Узбекистан совершенствуется избирательный процесс путем внедрения современных информационно-коммуникационных технологий.
В частности, на сайте ЦИК создана возможность для поиска избирательных участков, к которому прикреплены избиратели. При этом система позволяет получить статистику по избирателям, проголосовавших досрочно, а также отслеживать в режиме реального времени явку избирателей в день выборов.
Продолжается внедрение Информационной системы управления избирательным процессом (далее — ИСУИП).
Система позволяет широко информировать население о ходе избирательного процесса и вести учет граждан при формировании списка избирателей, что обеспечивает точность избирательного списка и исключает возможность двойного голосования.
В частности, ИСУИП предусматривает:
— автоматизацию процесса формирования Единого электронного списка избирателей;
— автоматизацию процесса сбора и обработки информации об избирательных округах и участках, членах их комиссий, их количественно-качественный состав;
— распределение граждан- избирателей по избирательным участкам с возможностью уточнения списков в режиме онлайн;
— предоставление возможности избирателям ознакомления с информацией, касающейся их избирательных участков, и направления запроса на изменение избирательного участка.
В ИСУИП имеетя информация о более 6 700 окружных и более 10 250 участковых избирательных комиссиях, а также более 170 тыс. членах избирательных комиссий различного уровня.
Проведено каскадное обучение 34 тыс. операторов ИСУИП, для этих целей подготовлено 30 республиканских тренеров (по 2 в каждом регионе) и более 2 200 региональных тренеров.
Проведено обучение представителей политических партий по работе с Информационной системой управления избирательным процессом для дальнейшего ввода информации о кандидатах на выборные должности.
ЦИК также планирует дальнейшее внедрение информационно-коммуникационных технологий в избирательный процесс. Для этих целей в отдельных избирательных участках на этих выборах апробировались системы видеотрансляции и автоматизации избирательного процесса.
На Парламентских выборах текущего года в Узбекистане применялись следующие информационные технологии:
— ИСУИП;
— Интерактивная карта избирательных округов и участков;
— Официальный веб-сайт и социальные сети, как источник информации о ходе проведения выборов;
— Мобильное приложение «Saylov 2019», которое содержит нормативно-правовые акты, постановления ЦИК, регламенты, инструкции для участников выборного процесса, информацию о членах избирательных комиссий, учебные материалы, спорные вопросы, блиц- вопросы, тесты на проверку знаний по выборам;
— Трансляция хода голосования в сети Интернет и Международном пресс-центре ЦИК;
— Идентификация граждан по биометрическим данным (в качестве эксперимента в день голосования были установлены 60 считывателей биометрических документов на 20 избирательных участках для учета избирателей);
— Электронная карта избирательных округов и участков. Всего 10 260 избирательных участков и 150 избирательных округов по проведению выборов в Законодательную палату.

6. Кандидаты в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан
На парламентских выборах текущего года пять политических партий выдвинули своих кандидатов. Это Либерально-демократическая партия Узбекистана, Социал-демократическая партия «Адолат», Демократическая партия «Миллий тикланиш», Народно-демократическая партия Узбекистана и Экологическая партия Узбекистана.
Согласно Избирательному кодексу, политические партии имеют равные права выдвигать кандидатов во всех 150 избирательных округах.
Проведена большая работа в целях повышения политической активности женщин и увеличения их числа среди кандидатов в депутаты.

7. Предвыборная агитация
Предвыборная агитация началась за 35 дней до выборов и закончилась за день до них. Агитационная работа проведена согласно утверждённому Положению «О порядке проведения предвыборной агитации кандидатов в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, областных, районных и городских кенгашей народных депутатов».
При проведении предвыборной агитации кандидатам в депутаты и политическим партиям бесплатно предоставлялись одинаковое количество эфирного времени и площади в печатных изданиях.
Представители политических партий и кандидаты в депутаты воспользовались бесплатным эфирным временем для проведения публичных дебатов, дискуссий, пресс-конференций, интервью, выступлений, встреч с избирателями и размещения роликов. Кандидатам в депутаты и их доверенным лицам предоставлялись равные возможности.
ЦИКом Узбекистана были изготовлены агитационные материалы по предвыборной тематике, которые направлены на избирательные участки при дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Узбекистан.
В период избирательной кампании вышло в эфир 7 183 телепередач и
2 918 радиопередач на тему выборов. В печатных изданиях опубликовано 2 775 статей, на веб-сайтах 730, на каналах «Telegram» 1 675, в социальных сетях 1 838; всего опубликовано и размещено 17 120 материалов, имеющих непосредственное отношение к избирательному процессу.
17 594 информационных сообщений касались деятельности политических партий и их предвыборной агитации.

8. Условия для избирателей с ограниченными возможностями
В Республике Узбекистан были созданы необходимые условия и возможности для равного и свободного осуществления всех конституционных прав лиц с ограниченными возможностями. В частности: незрячим избирателям предоставлялись избирательные бюллетени с использованием азбуки Брайля и слабовидящим избирателям лупы для самостоятельного заполнения бюллетеня; в избирательных участках для инвалидов-колясочников и других лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата были установлены специальные кабины для голосования, а также пандусы.
На избирательных участках в соответствии с Положением «О порядке деятельности участковых избирательных комиссий по проведению выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, областные, районные и городские кенгаши народных депутатов» формировались списки лиц с ограниченными физическими возможностями.
Была поддержана инициатива общественных организаций инвалидов всех категорий по участию в выборах 22 декабря 2019 года под лозунгом «Равные среди равных, активные среди активных».
Принято специальное постановление ЦИК «О дополнительных мерах по обеспечению избирательных прав лиц с ограниченными возможностями».

9. Подготовительная работа к выборам
В 14 избирательных округах образовано 10 260 избирательных участков, в том числе 55 участков при дипломатических представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах.
С участием более 170 тыс. человек сформированы составы участковых избирательных комиссий, из них более 50% ранее принимали непосредственное участие в работе избирательных комиссий и имеют соответствующий практический опыт.
С учетом особенностей нынешней избирательной кампании проводились специальные семинары для обучения членов и сотрудников избирательных комиссий всех уровней. Семинары проведены на узбекском, каракалпакском и русском языках.
Кроме того, изданы брошюры и методические пособия, подготовлены специальные видеоролики, показывающие все этапы подготовительной работы участковых избирательных комиссий и пошаговые действия избирателей.
Международный пресс-центр ЦИК обеспечивал максимальную открытость и прозрачность выборов, а также широкое и беспристрастное освещение избирательной кампании в СМИ.
Для публикации предвыборных материалов кандидатов использовались веб-сайты политических партий, партийные печатные издания, а также региональные и местные средства массовой информации.
Согласно разработанному Положению «О порядке образования избирательных участков при дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Узбекистан» в иностранных государствах граждане Узбекистана имеют возможность обратиться в письменной форме о включении в список избирателей в участковую избирательную комиссию за рубежом.
Граждане Узбекистана зарубежом имели возможность проголосовать в местах их компактного проживания, в том числе досрочно.

10. Основные выводы
Миссия для обеспечения репрезентативного среза избирательного процесса осуществляла международное наблюдение в столице Узбекистана Ташкенте, в городах Наманган, Андижан, Самарканд, Бухара, Фергана, а также в населённых пунктах Ташкентской, Наманганской, Андижанской, Самаркандской, Бухарской и Ферганской областей.
Миссия присутствовала при подготовке избирательного участка к открытию, в том числе при пломбировании стационарных и переносных ящиков для голосования.
В день выборов голосование проводилось с 08:00 до 20:00 чч. Сразу по завершении голосования состоялся подсчёт голосов.
Члены Миссии в период своей деятельности посетили 495 избирательных участков, а также региональные и районные избирательные органы Республики Узбекистан.
В день выборов в штабе Миссии от ШОС также проведена наблюдательная работа и в онлайн режиме. Осуществлен мониторинг избирательного процесса путем наблюдения 120 видеокамер на 60 избирательных участках.
Выбор избирательного участка для наблюдения осуществлялся членами Миссии самостоятельно. Каких-либо препятствий по посещению того или иного избирательного участка членам Миссии не создавалось.
Миссия отмечает активное участие избирателей и высокую явку, в том числе молодёжи.
Члены избирательных комиссий обеспечили необходимые условия для осуществления процедуры голосования. При обращениях избирателей они давали исчерпывающие разъяснения по возникающим вопросам.
Миссия отмечает, что ЦИКом и избирательными комиссиями всех уровней страны проведена масштабная комплексная работа, направленная на обеспечение избирательных прав граждан. Анализ всех аспектов предвыборной кампании свидетельствует о наличии в стране политической конкуренции, открытости и прозрачности избирательной кампании в полном соответствии с Избирательным кодексом Республики Узбекистан.
В период наблюдательной работы жалоб и замечаний в адрес представителей Миссии не поступало.
Миссия считает, что выборы соответствовали требованиям избирательного законодательства Республики Узбекистан, случаев нарушений, которые могли повлиять на результаты выборов не выявлены.
Миссия признаёт прошедшие выборы прозрачными, достоверными и демократичными. Легитимность выборов не вызывает сомнений.
Миссия констатирует, что избрание законодательного органа страны явилось важным шагом на пути дальнейшего развития демократического Узбекистана.
Миссия поздравляет народ Республики Узбекистан с завершением выборов в новом формате и желает успехов в дальнейшем осуществлении курса на укрепление государственности и социально-экономического развития.


ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей
от Шанхайской организации сотрудничества
22 декабря 2019 года

23.12.2019 771