Порядок аккредитации СМИ

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке аккредитации представителей средств массовой информации
в период избирательной кампании

 

Настоящее Положение в соответствии с Избирательным кодексом Республики Узбекистан (далее – Избирательный кодекс), законами Республики Узбекистан «О средствах массовой информации», «О принципах и гарантиях свободы информации» определяет порядок аккредитации представителей зарубежных и местных средств массовой информации (далее – СМИ) для освещения выборов Президента Республики Узбекистан, избирательной кампании по выборам в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее – Законодательная палата), областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов (далее – местные Кенгаши).

I. Общие положения

1. В период избирательной кампании для широкого, оперативного и свободного распространения объективной информации, а также для организации своей деятельности, в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан, представители СМИ проходят аккредитацию.

Полномочия представителей СМИ должны быть подтверждены удостоверениями, выданными Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан (далее – ЦИК), областными, районными и городскими избирательными комиссиями.

2. Представители СМИ могут обратиться для аккредитации в ЦИК, областные, районные и городские избирательные комиссии со дня официального объявления начала избирательной кампании и, как правило, не менее чем за пятнадцать дней до выборов.

3. Представителям СМИ, аккредитованным ЦИК, областными, районными и городскими избирательными комиссиями, выдаются удостоверения по формам согласно приложениям № 1 и № 2 к настоящему Положению.

4. Срок полномочий представителей СМИ начинается со дня получения удостоверения об аккредитации и заканчивается в день официального объявления итогов выборов.

В случае, если соответствующей избирательной комиссией принято решение о проведении повторного голосования или повторных выборов, срок действия удостоверения представителя СМИ считается продленным до принятия решения по результатам повторного голосования или повторных выборов.

II. Порядок аккредитации представителей местных СМИ

5. В период избирательной кампании аккредитацию проводят:

представителей СМИ республиканского уровня – ЦИК;

представителей СМИ областного уровня – областная избирательная комиссия;

представителей СМИ районного (городского) уровня – районная (городская) избирательная комиссия.

6. Для освещения избирательной кампании, руководители республиканских, областных, районных и городских СМИ обращаются в избирательные комиссии, предусмотренные в пункте 5 к настоящему Положению.

В обращении СМИ указываются фамилия, имя, отечество и должность сотрудника, представленного для аккредитации, а также прилагается копия документа, удостоверяющего его личность и 2 фотографии размером 3х4 см.

Обращение для аккредитации представителя СМИ подается на официальном бланке СМИ и заверяется подписью руководителя.

7. Обращение рассматривается в течение пяти дней и на основании решения соответствующей избирательной комиссии представителю СМИ выдается удостоверение об аккредитации.

В случае неполного представления соответствующих сведений, указанных в пункте 6 настоящего Положения, а также нарушения сроков подачи обращения об аккредитации, соответствующая избирательная комиссия может отказать представителю СМИ в аккредитации.

III. Порядок аккредитации представителей зарубежных СМИ

8. Аккредитация представителей зарубежных СМИ на выборах Президента Республики Узбекистан и Законодательной палаты осуществляется ЦИК.

ЦИК при аккредитации представителей зарубежных СМИ сотрудничает с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан (далее – МИД).

9. Для аккредитации в ЦИК представителя зарубежных СМИ аккредитованного в МИД, должен обратиться руководитель соответствующего корреспондентского пункта (бюро, офиса) СМИ.

В обращении указываются фамилия, имя, отечество и должность сотрудника, представленного для аккредитации, а также прилагается копия документа, удостоверяющего его личность и 2 фотографии размером 3х4 см.

Обращение рассматривается в течение пяти дней и на основании решения ЦИК представителю зарубежного СМИ выдается удостоверение об аккредитации.

10. В целях освещения избирательной кампании представители зарубежных СМИ, не прошедшие аккредитацию в МИД, должны обратиться
в МИД. К обращению прилагаются:

Справка-информация о СМИ;

автобиография сотрудника, представленного для аккредитации, копия документа, удостоверяющего его личность, и 2 фотографии размером 3х4 см.

11. МИД рассматривает обращение представителей зарубежных СМИ не аккредитованных в МИД, не позднее чем в двухнедельный срок со дня обращения. В случае неполного представления сведений, указанных в пункте 10 настоящего Положения, а также нарушения сроков подачи обращения об аккредитации обращение оставляется без рассмотрения.

12. МИД вносит в ЦИК представление об аккредитации представителей зарубежных СМИ.

Представление рассматривается в течение пяти дней и на основании решения ЦИК представителю зарубежного СМИ выдается удостоверение об аккредитации.

IV. Права и обязанности представителя СМИ

13. Представитель СМИ имеет право:

освещать все мероприятия, связанные с подготовкой и проведением выборов;

присутствовать на собраниях избирательных комиссий;

получать копии решений избирательных комиссий для освещения в СМИ;

участвовать в собраниях по выдвижению кандидатов, встречах кандидатов с избирателями;

быть информированным о времени и месте проведения досрочного голосования и наблюдать за данным процессом;

присутствовать в день выборов в помещениях для голосования, в том числе при подсчете голосов;

осуществлять фото-, видеосъемку, аудиозапись, не нарушая избирательного процесса и тайны голосования (кроме мест содержания под стражей и лишения свободы, воинских частей, лечебных учреждений);

наблюдать за голосованием по месту пребывания избирателя с его разрешения;

присутствовать при принятии окружной избирательной комиссией протоколов участковой избирательной комиссии о результатах подсчета голосов и определении результатов выборов по округу;

излагать свое мнение о подготовке и проведении выборов.

Представитель СМИ может пользоваться и иными правами в соответствии с законодательством.

14. Представитель СМИ обязан:

руководствоваться Конституцией Республики Узбекистан, Избирательным кодексом, постановлениями ЦИК;

при посещении избирательных комиссий, органов государственной власти и управления других государственных органов иметь при себе удостоверение и документ, удостоверяющий личность, и показывать их по требованию должностных лиц.

15. Представителю СМИ запрещается:

распространять информацию, призывающую к насильственному изменению конституционного строя, направленную против суверенитета, целостности и безопасности республики, конституционных прав и свобод граждан, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду, посягающих на здоровье и нравственность народа;

оказывать влияние на граждан, распространять какие-либо агитационные материалы или литературу;

находиться в кабине или комнате для тайного голосования, когда избиратель делает свои отметки в избирательном бюллетене;

спрашивать у избирателей за кого они проголосовали или оказывать какую-либо помощь избирателям при внесении отметок в избирательный бюллетень;

вмешиваться в деятельность избирательной комиссии, в том числе при опечатывании избирательных урн, их вскрытии, подсчете голосов;

публиковать в день выборов и за день до начала голосования результаты опросов общественного мнения, прогнозы результатов выборов, иные исследования, связанные с проводимыми выборами.

16. Избирательная комиссия, аккредитовавшая представителя СМИ, может досрочно прекратить его полномочия в случае несоблюдения им требований Избирательного кодекса Республики Узбекистан и норм настоящего Положения.

V. Заключительные положения

17. Настоящее Положение согласовано с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан и Агентством информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан.

148