«Парламентские выборы в Узбекистане – глазами международных наблюдателей»

 

ИСЛАМАБАД, 2 января. /ИА «Дунё»/. Так озаглавлена аналитическая статья исполнительного директора «Центра глобальных и стратегических исследований» Пакистана Х.Таймура, опубликованная в ряде ведущих печатных и электронных СМИ этой страны, сообщает корреспондент ИА «Дунё».

Пакистанский эксперт подготовил данный материал по итогам своего участия в качестве международного наблюдателя на прошедших парламентских выборах в нашей республике. При этом он высоко оценивает проводимые в Узбекистане масштабные реформы во всех отраслях жизнедеятельности государства и общества, в том числе демократические процессы, а также итоги проведенных парламентских и местных выборов.

Отмечается, что прошедшие 22 декабря 2019 года парламентские выборы дали возможность стране возвести народ ввысь к пути демократического перехода и инициировать реализацию великого потенциала нации. Для наблюдения за выборами было аккредитовано 825 наблюдателей от девяти международных организаций и 41 иностранного государства, в том числе из Пакистана, которые наблюдали за избирательным процессом во всех регионах страны,

Все международные наблюдатели приветствовали процесс обновления Узбекистана, признали всеобъемлющую суть реализуемой «Стратегии действий», которая охватывает все сферы жизнедеятельности государства
и общества. Было отмечено, что Узбекистан, начав новый этап решительных
и глубоких реформ и трансформаций, проявил твердую политическую волю.

«Будучи международным наблюдателем, я посетил 20 различных избирательных участков, развернутых в Ташкенте, и убедился в высокой профессиональности, энергичности и гостеприимности работников участков по отношению к избирателям, - делится своими оценками Х.Таймур.

Каждая из пяти участвовавших в выборах политических партий Узбекистана охватывала широкий спектр вопросов, включая социальную справедливость, верховенство закона, гендерное равенство, создание рабочих мест, борьба с коррупцией, экономическое процветание, стабильность и устойчивость, реформы в сельском хозяйстве. Каждая партия свободно проводила свою избирательную кампанию и пыталась привлечь внимание избирателей, в основном молодежь, в демократический процесс.

ЦИК Республики Узбекистан полностью и в равной степени поддержала каждую конкурирующую политическую партию в проведении своей избирательной кампании, обеспечив элементы для свободных, справедливых и прозрачных выборов, рассматривая их как важную опору для стратегического преобразования узбекского народа.

В Узбекистане избирательное право является всеобщим для лиц
в возрасте 18 лет и старше. Все аспекты выборов, в частности, регистрация партий и кандидатов контролируются ЦИК. Выборы являются юридически действительными, если в них участвует более 50 процентов имеющих право голоса избирателей и кандидат получает более 50 процентов голосов.

На мой взгляд, это действительно были выборами, которых прежде не было в современной истории Узбекистана, с точки зрения качества, общей организационной подготовки к процессу и отношения СМИ. Думаю, что это большой шаг для Узбекистана.

По сути, эта атмосфера и дальше будет создавать перспективы развития. Выборы создали пространство для открытости, прозрачности
и здоровой критики для совершенствования демократической структуры страны.

Выборы прошли в открытой и прозрачной обстановке. Граждане высказали свое мнение о выборах и партиях. Это означает, что у граждан растет чувство причастности к этому избирательному процессу. 

Более 71 процента избирателей приняли участие и проголосовали на выборах, что является серьезным шагом на пути к демократическому переходу и трансформации Узбекистана.

Активное участие наблюдателей, освещение в СМИ, позитивные замечания международного сообщества еще более укрепили реформированный процесс выборов в Узбекистане.

Другим важным аспектом этих выборов является то, что наблюдается рост общественно-политической активности узбекского народа и повышение правосознания. Выборы проводились в соответствии с новой системой финансирования в соответствии с Избирательным кодексом. Миссия по наблюдению от Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) также пришла к выводу, что недавние изменения
в избирательном законодательстве приблизили Узбекистан
к международным стандартам, которым привержены страны ОБСЕ. Подготовка к выборам была эффективной и сопровождалась интенсивной информационной кампанией для избирателей.

День выборов прошел спокойно, так как введение единого электронного централизованного «Списка избирателей» и его практическое применение является значительным шагом вперед.

В последние годы, парламенту были предоставлены дополнительные полномочия, которые потенциально могут существенно изменить баланс власти в Узбекистане.

Степень свободы выражения мнений в СМИ также улучшилась,
и граждане Узбекистана могут свободно публиковать свои статьи и мнения
в Интернете через блоги, социальные сети и др. Количество и сила независимых голосов растет, что проявляется чувство полной политико-конституционной свободы.

Правительство Узбекистана проделало огромную работу над полной имплементацией девиза «Новый Узбекистан – новые выборы», который демонстрирует неустанные усилия Руководства страны по созданию динамичного общества с подобающей экономической системой, основанной на эффективном управлении для достижения желаемых целей социально-экономического процветания республики.

Усилена позиция гражданского общества, развита социальная поддержка населения и политическая конкуренция. Это, в свою очередь, дало мощный импульс дальнейшему развитию гражданско-правовой культуры и самосознания.

Прошедшие в Узбекистане парламентские и муниципальные выборы были основаны на принципе открытости, конструктивности и равных возможностей для всех партий. Более того, можно сказать, что демократические реформы в Узбекистане находятся на пути к естественному развитию и процветанию. Следовательно, этот процесс заложил прочную основу для появления нового политически сознательного поколения», - пишет пакистанский эксперт.

13.01.2020 180