ЯРКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Завершился длившийся почти два года важный процесс, связанный с подготовкой и проведением выборов: сформированы новый парламент страны и местные Кенгаши. Обновлен состав правительства и руководства . Выборы проводились на основе многопартийности, альтернативности, принципов гласности и транспарентности, в соответствии с общепризнанными демократическими стандартами. Как отметил глава государства Шавкат Мирзиёев, «состоявшиеся выборы в парламент и местные Кенгаши стали важным политическим экзаменом для Узбекистана, и наш народ достойно проявил себя в этом процессе».

Об итогах этого важного события в общественно-политической жизни нашей страны мы побеседовали с Председателем Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, заслуженным юристом Республики Узбекистан Мирзо Улугбеком АБДУСАЛОМОВым.

 

Следуя главным принципам

- Мирзо Улугбек Элчиевич, какие аспекты Вы бы особо выделили в состоявшихся выборах?

- Прежде всего я отметил бы саму атмосферу  выборов, которые проходили  в остановке стабильности, в соответствии, с присущими нашему народу толерантностью, благородством, взаимным уважением, политико-правовой культурой и древними традициями. 

Не было случаев попирания принципов демократии, неправильного толкования свободы слова, грубого нарушения общественного порядка,  что наблюдалось при проведении выборов в некоторых странах.

Все процессы, связанные с подготовкой и проведением выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов, проводились справедливо, открыто и прозрачно, в соответствии с демократическими нормами, отвечая  обязательствам, что приняла наша страна в качестве полноправного субъекта международных отношений.

Это подтвердили непосредственно наблюдавшие за избирательным процессом представители авторитетных международных организаций, в частности, миссии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, ШОС, СНГ, Совета сотрудничества тюркоязычных государств, а также мнения сотен наблюдателей из зарубежных стран в интервью средствам массовой информации.

Самое важное, гражданам были созданы все условия для свободного волеизъявления, гарантированного в Конституции страны.

Все это является результатом проводимых по инициативе Президента Шавката Мирзиёева масштабных, последовательных и ускоренных реформ, направленных на поэтапное изменение и повышение уровня экономической, социальной и политической жизни Узбекистана.

 

Доверия - высокая честь

- Народ связывает большие надежды с новым парламентом нового Узбекистана. На Ваш взгляд, соразмерен ли его потенциал оказанному высокому доверию?

- Безусловно! По итогам парламентских выборов Центральная избирательная комиссия зарегистрировала 150 депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса и 98 членов Сената, среди которых 14 – назначены членами Сената по Указу Президента. Состоялись первые заседания обоих палат парламента и местных Кенгашей. Политические партии сформировали свои фракции в нижней палате.

В результате выборов, проводившихся под лозунгом «Новый Узбекистан – новые выборы»,  согласно конституционным правилам и международным избирательным стандартам, достигнута периодичность обновления состава законодательной власти Узбекистана и представительных органов местной власти. И как продолжение избирательного процесса обновлена исполнительная власть. Это способствует принятию справедливых законов и решений, которые будут служить интересам народа и страны.

Доверие избирателей, то есть 33-миллионного народа, а так же главы государства – это большая честь, которой удостаиваются немногие.

Как отметили международные наблюдатели, на выборах, которые в современной истории Узбекистана впервые проводились в реальной конкурентной борьбе, не легко было получить мандат. И это естественно. Ибо, за мандаты бескомпромиссно боролись представители пяти политических партий.

В ходе предвыборной компании поднималось множество проблем. В прямом эфире транслировались открытые предвыборные дебаты политических партий. Обсуждались острые вопросы, которые сегодня волнуют наше общество.

Как отметил глава государства, «могли ли мы на прежних парламентских выборах представить себе такую политическую атмосферу, в которой можно было открыто говорить и об успехах, и о недостатках?»

Теперь на каждого сенатора, депутата возложена очень большая ответственность перед каждым избирателем, перед всем народом и Президентом. И эта ответственность заключается во внесении достойного вклада в повышении благосостояния народа, обеспечении вхождения Узбекистана в ряд развитых государств мира.

Для дальнейшего развития нашей Родины избранникам народа предстоит мобилизовать все свои силы, научный, творческий, лидерский потенциал и человеческие качества. И на этом пути мы желаем им больших успехов, проявления твердой воли, вдохновения и успехов.

 

Атмосфера здоровой конкуренции

- В одном из интервью, опубликованных в нашей газете, Вы говорили о мониторинге выборов почти шестьюстами наблюдателей от международных организаций и зарубежных государств. Состоялся ли предполагаемый рекорд по  количеству наблюдателей.

- Впечатляющие цифры связаны с возрастающим интересом мирового сообщества к происходящим в Узбекистане большим демократическим преобразованиям. Демократические реформы – единственно правильный для нашего народа путь.

Часто говорят, выборы – зеркало демократии. В любой стране такие общепризнанные демократические принципы, как открытость, гласность, свобода слова, право избирать и быть избранным, прежде всего, проявляется именно в процессе выборов.

Прошедшие выборы в Узбекистане мониторили непосредственно 825 наблюдателей от десяти международных организаций, пятидесяти зарубежных стран, 1155 представителей местных и зарубежных средств массовой информации и они отметили, что выборы прошли в обстановке здоровой конкуренции, острых дебатов и дискуссий между политическими партиями.

Наблюдатели убедились, в Узбекистане процессы модернизации и демократизации приобрели необратимый характер, открытость и гласность присутствуют во всех сферах жизни государства и общества. Принципиальный подход ко всем   стал одним из приоритетных направлений политики страны.

Например, предварительный отчет полномасштабной миссии БДИПЧ ОБСЕ существенно отличается от всех отчетов этой организации по наблюдениям выборов в Узбекистане с 1999 года. В нем подчеркивается, что выборы были проведены в контексте всеобъемлющих реформ, инициированных Президентом Шавкатом Мирзиёевым в 2017 году и нацеленных на поэтапную трансформацию экономической, общественной и политической жизни Узбекистана.

Без коллизий и несоответствий

- Выборы впервые проводились на основе Избирательного кодекса. Как это повлияло на их  результат?

- Без коренного обновления избирательного законодательства и принятия соответствующего национальному опыту и международным стандартам Избирательного кодекса, инициированного главой государства, не было бы возможности для проведения демократических выборов.

25 июня 2019 года был принят Избирательный кодекс, в котором систематизированы нормы более 20 законов и подзаконных актов, касающиеся выборов.

Представьте себе: пять законов «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов», «О гарантиях избирательных прав граждан», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан» и более двадцати других нормативно-правовых актов – положения, инструкции и другое. Если сложить все эти документы, получится довольно объемная книга. И к тому же, в каждом из этих законов, подобно припеву в песне, повторяются идентичные нормы и правила.

Нетрудно представить, с какими сложностями приходилось сталкиваться в ходе проведения выборов членам участковых избирательных комиссий, то есть непрофессионалам, например, учителям в отдаленных кишлаках, и о рядовом же избирателе и говорить не приходится.

Кодекс устранил взаимные несоответствия и коллизии, исключил двоякое толкование норм законодательства, дублирующие нормы.

В Послании Олий Мажлису от 24 января текущего года  глава государства особо отметил, что важной задачей для нас является повышение электоральной культуры населения, политической активности партий, совершенствование их работы со своими избирателями.

В ходе реализации этой задачи важную роль будет играть Избирательный кодекс, который содержит четкие процедуры по проведению демократических выборов и все составляющие общей избирательной системы. Правовые основы выборов четко сформированы, последовательны и доступны для понимания.

Говоря о предоставляемых Кодексом возможностях, следует сказать, что этим документом усилена роль политических партий в жизни общества, избирательное законодательство унифицировано с международными избирательными стандартами.

Стало большим достижением введение практики выдвижения кандидатов во все представительные власти только от политических партий. Отменен институт предоставления депутатских квот представителям Экологического движения Узбекистана при сохранении 150 депутатских мест в Законодательной палате. В результате на прошедших выборах конкурировали пять политических партий, и новая Экологическая партия Узбекистана достойно ее выдержала – заняла 15 депутатских мест в нижней палате парламента.

Новой практикой в национальной избирательной системе стало формирование единого электронного списка избирателей Республики Узбекистан. В этот список, сформированный с целью обеспечения полноценной работы информационно-коммуникационной системы управления избирательным процессом, были внесены данные о свыше 20,5 миллионов граждан.

В ней были размещены сведения о 6 720 окружных и 10 260 участковых избирательных комиссиях по проведению выборов депутатов в Законодательную палату, областные, районные (городские) Кенгаши. Внесены данные о всех 170 313 членах участковых избирательных комиссий.

Это способствовало устранению бумажной волокиты и формализма, точному учету избирателей, подотчетности должностных лиц по подготовке и проведению выборов и созданию более широких условий для избирателей в процессе голосования.

Ранее члены Сената избирались на основе положения, утвержденного Центральной избирательной комиссией. Эта практика становилась причиной определенных упреков. На прошедших выборах состав Сената избирался в соответствии с Избирательным кодексом.

Важным новшеством в избирательной практике страны стало и предоставление права голосования лицам, совершившим не особо тяжкие преступления и не предоставляющие большую опасность.

На пресс-конференции состоявшейся 22 декабря 2019 года в Международном пресс-центре Центральной избирательной комиссии, министр внутренних дел Республики Узбекистан Пулат Бобожонов отметил, что до 11.00 часов 75 процентов, находящихся в предварительных следственных изоляторах и местах лишения свободы, использовали свое право на голосование.

Как подчеркнул министр, до дня выборов 18 кандидатов в депутаты, 4 наблюдателя от международных организаций и один журналист провели встречи с лицами, находящимися в тюрьмах и местах лишения свободы.

Участие в выборах наблюдателей от органов самоуправления граждан, что соответствует статье 33 Избирательного кодекса, способствовало усилению общественного, то есть, народного контроля в процессе проведения важного политического мероприятия, обеспечению открытости, гласности и прозрачности выборов. Впервые за выборами наблюдали более 70 тысяч представителей политических партий и органов самоуправления граждан.

Утро началось с гимна

- Утром 22 декабря на избирательных участках прозвучал Государственный гимн. Такое нововведение вдохновенные очень тепло и волнительно воспринялось избирателями…

- Ранее в законодательстве не было этой нормы. В соответствии со статьей 54 Избирательного кодекса впервые до начала голосования на избирательных участках, в том числе и на 55 избирательных участках за рубежом, прозвучал Государственный гимн нашей Родины. Такое торжественное начало важного политического мероприятия, безусловно, способствует укреплению в наших сердцах чувства гордости за нашу страну.

- Много ли было досрочно проголосовавших избирателей?

- Досрочное голосование – это норма, соответствующая международным избирательным стандартам. И для избирателей еще одна возможность выполнить свой гражданский долг, невзирая на разные обстоятельства. Этот процесс, согласно постановлению Центральной избирательной комиссии, проводился 12-18 декабря. Досрочно проголосовали 150 тысяч избирателей, кто, к примеру, был в отъезде   в день выборов. В их числе были  90 тысяч граждан, находящиеся за рубежом. Это менее одного процента от общего числа избирателей, но в 18 раз больше лиц, досрочно проголосовавших на парламентских выборах 2014 года.

- Соотечественники, проживающие за рубежом,  с благодарностью восприняли предоставленную им возможность участвовать в выборах.

- В соответствии с Избирательным кодексом, всем соотечественникам, проживающим за рубежом, впервые была предоставлена возможность для голосования. Ранее в голосовании участвовали только граждане, официально зарегистрированные в консульских учреждениях. На 55 избирательных участках, в 38 странах, проголосовали 112 411 избирателей – в десять раз больше чем в 2014 году.

 

Латофат САИЛХАНОВА,

(«Народное слова»)

 

 

 

03.02.2020 405