Основные этапы избирательного процесса в Узбекистане

Конституционно-правовой институт выборов, его демократизм занимают центральное место в системе политических прав граждан. Благодаря ему граждане могут непосредственно или через своих представителей участвовать в управлении государственными и общественными делами. В Конституции Узбекистана закреплено, что народ является единственным источником государственной власти. Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на то Конституцией и законодательством, принятым на ее основе.

Создание и укрепление в Узбекистане избирательной системы, отвечающей международным демократическим стандартам, осуществляются в рамках поэтапной и последовательной реализации реформ в области государственного и общественного строительства. Национальное законодательство о выборах совершенствуется с учетом отечественного опыта, правоприменительной практики и рекомендаций международных организаций.

Нынешняя избирательная кампания проходит в новых условиях, когда нормы законов о выборах унифицированы в едином Избирательном кодексе. Тем самым законодательство о выборах Республики Узбекистан включает Конституцию, Избирательный кодекс и иные акты законодательства, среди которых важными и определяющими являются нормативно-правовые акты Центральной избирательной комиссии.

Прежде всего необходимо отметить, что в Основном Законе закреплена норма, согласно которой выборы в нашей стране проводятся раз в пять лет, а также в определенное время - первое воскресенье третьей декады декабря, в год окончания конституционных полномочий представительных органов власти.

Согласно статье 14 Избирательного кодекса Центральная избирательная комиссия возглавляет систему независимых избирательных комиссий, образуемых для проведения выборов, и осуществляет на всей территории Республики Узбекистан контроль за исполнением кодекса, обеспечивает его единообразное применение.

Законодательно закреплено за Цент­ризбиркомом полномочие объявления начала избирательной кампании по выборам депутатов Законодательной палаты, местных Кенгашей. 20 сентября этого года объявлен ее старт, определена дата выборов - 22 декабря 2019 года.

Согласно Избирательному кодексу политические партии являются основными субъектами выборов. ЦИК принял постановление о допуске пяти политических партий к участию в выборах. С 18 октября по 7 ноября этого года политические партии должны провести съезды и курултаи, пленумы, на которых будут выдвинуты кандидаты в депутаты Законодательной палаты и местных Кенгашей. Правом выдвижения кандидатов в депутаты обладают исключительно только политические партии.

После регистрации кандидатов в депутаты начнется основной этап избирательной кампании - предвыборная агитация, позволяющая кандидатам ознакомить избирателей со своими предвыборными программами, завоевать их поддержку и в конечном итоге - получить большинство голосов для изб­рания депутатами соответствующего представительного органа
власти.

При этом избирательными комиссиями всех уровней будут созданы равные условия для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации, использовании средств массовой информации, в том числе телевидения, радио, печатных органов.

Определены и сроки проведения каждого этапа избирательного процесса, все мероприятия проводятся строго по календарю. При этом все этапы избирательного процесса имеют точки отсчета - до дня выборов.

Согласно статье 8 Избирательного кодекса подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Обеспечиваются открытость и гласность всей избирательной кам­пании.

Областные, районные, городские избирательные комиссии образуются соответствующими местными Кенгашами не менее чем за восемьдесят дней до выборов в составе семи-пятнадцати членов комиссии и осуществляют полномочия до объявления начала следующей избирательной кампании.

Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Законодательной палаты образуется Центральной избирательной комиссией, а окружная избирательная комиссия по выборам в местные Кенгаши образуется соответствующей областной, районной, городской избирательной комиссией - не менее чем за семьдесят дней до выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и шести- восьми других членов комиссии.

Участковая избирательная комиссия образуется окружной избирательной комиссией не менее чем за сорок дней до выборов в составе пяти-девятнадцати членов, в том числе председателя, заместителя председателя и секретаря.

В настоящее время образованы избирательные округа и избирательные участки, их списки с указанием границ и численности избирателей опубликованы в печати. 150 избирательных округов по выборам депутатов Законодательной палаты образуются Центральной избирательной комиссией по представлению Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента.

Для выборов в местные Кенгаши образуются избирательные округа:

- в областные и Ташкентский городской Кенгаши народных депутатов - не более шестидесяти избирательных округов;

- в районные и городские Кенгаши народных депутатов - не более тридцати избирательных округов. От каждого избирательного округа избирается один депутат.

Списки избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей и мест нахождения окружных избирательных комиссий публикуются соответствующей избирательной комиссией не менее чем за семьдесят пять дней до выборов.

По республике образовано более 6,7 тысячи округов по выборам депутатов местных Кенгашей, и более 10 тысяч избирательных участков, при этом 53 участка - при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах.

Хотелось бы отметить, что избирательные комиссии проводят организационно-подготовительную работу по оснащению избирательных участков необходимыми для проведения голосования избирательными урнами, кабинами для тайного голосования, изготовлением избирательных бюллетеней, составлению списков избирателей, их оповещению о предвыборных встречах кандидатов.

Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, образовании избирательных округов, участков, составе избирательных комиссий, их местонахождении и времени работы, знакомят со списками избирателей, перечнем участвующих в выборах политических партий, сообщают сведения о кандидатах, а также об итогах голосования и выборов.

Избирательные комиссии также проводят работу по регистрации доверенных лиц кандидатов, наблюдателей и уполномоченных лиц политических партий, которые вправе наблюдать за ходом подготовки и проведения выборов.

Во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также в помещениях для голосования в день выборов и при подсчете голосов имеют право участвовать наблюдатели от политических партий, выдвинувших кандидатов в депутаты Законодательной палаты, депутаты местных Кенгашей, органов самоуправления граждан, представители средств массовой информации, наблюдатели от других государств, международных организаций.

Кроме того, на избирательные комиссии возлагается большая ответственность за соблюдение требований обеспечения функционирования Единого электронного списка избирателей, который был апробирован на мест­ных выборах в столице в 2017 году.

Избирательные комиссии проводят досрочное голосование, голосование в день выборов, 22 декабря этого года, осуществляют подсчет голосов на участке, в округе, соответствующей территории и подводят итоги выборов.

Таким образом, подготовка и проведение выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов осуществляются в строгом соответствии с требованиями Избирательного кодекса и других нормативно-правовых актов. В них закреплены основные этапы избирательного процесса: объявление начала избирательной кампании; образование избирательных округов; образование избирательных участков; формирование избирательных комиссий различных уровней; составление списков избирателей; допуск политических партий к участию в выборах; выдвижение кандидатов в депутаты; регистрация кандидатов в депутаты; осуществление предвыборной агитации; проведение голосования; подсчет голосов и определение результатов выборов.

Открытость, прозрачность процедур, состязательность и законность - вот важнейшие условия, которые предстоит реализовать на всех этапах избирательного процесса. Только в этих условиях избирательная кампания станет важнейшим вкладом в углубление проводимых в стране масштабных государственно-правовых реформ.

 

Махмуд Истамов.
Заместитель председателя ЦИК.

(Правда востока 31.10.2019)

31.10.2019 199